Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2025 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
- Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)
- Приказ от 18.07.2019 № 93/1 Об информационном наполнении Федерального реестра инвалидов
Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями. Особенности в правовом регулировании их положения в сфере образования вызваны необходимостью закрепить гарантии реализации права на образование. Задача закона была не столько в том, чтобы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в Федеральном законе № 273-ФЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются Минобрнауки России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Новый Закон об образовани дает спектр базовых определений, в частности даны определения обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа:
- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
- инклюзивное образование- обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- адаптированная образовательная программа- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ №31 со спортивным уклоном рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
В МБОУ СОШ №31 со спортивным уклоном созданы все условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
- вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
- в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог, учитель-логопед;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении при необходимости может проводиться информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" законодательно закрепляет принцип доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения "равного доступа к образованию" для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в МБОУ СОШ №31 со спортивным уклоном созданы необходимые условия.
В школе функционируют специализированные кабинеты химии, биологии, географии, информатики, математики, физики, русского языка и литературы, иностранного языка.
Имеется логопедический пункт и кабинет психологической службы.
При входе в ОУ оборудован пологий пандус, установлена и работает кнопка-вызова сопровождающего.
На всех этажах в коридорах и лестничных пролётах расположены тактильные напольные указатели для обозначения направления движения инвалидам по зрению.
В здании школы имеется лифт для удобства передвижения детей – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На каждом этаже МБОУ СОШ №31 со спортивным уклоном оборудованы специализированные санузлы для детей – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В актовом зале школы на первом ряду расположены места для детей-инвалидов, передвигающихся с помощью колясок.
При переходе учащихся из учебного блока в спортивный блок для удобства передвижения оборудованы порожки.
В школьной столовой по определённому графику организуется питание в соответствии с меню, утверждённым Роспотребнадзором, и установленным утверждённым Порядком питания лиц льготных категорий, в том числе детей – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В МБОУ СОШ №31 со спортивным уклоном имеется медицинский кабинет, оснащённый в полном объёме для оказания первой медицинской помощи обучающимся, в том числе и детям – инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Все спортивные объекты школы оборудованы с учётом создания комфортных условий для занятия спортом детей – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированные программы
Нормативные документы федерального и регионального уровней
- Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" - Федеральный закон РФ от 28 ноября 2015 года № 348-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" - Федеральный закон РФ от 09 июля 2019 года № 184-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и признании утратившими силу пункты 16 части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"" - Закон Ставропольского края от 09 ноября 2015 года № 121-кз
"О внесении изменений в Закон Ставропольского края "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур" - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015
"Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" - Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" - Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1599
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" - "Дорожная карта"по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ставропольского края
- План мероприятий "Дорожная карта РФ" по реализации ФГОС ОВЗ
- Приказ от 9 ноября 2015 г. № 1309
"Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" - Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным осоновным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - Постановление по питанию 2018г.
- Постановление по питанию внесение иземенений 2019г.
Методические рекомендации
- Письмо министерства образования и науки российской Федерации от 11 марта 2016 г. №ВК-452/07
"О введении ФГОС ОВЗ" - Моделираннего выявления детей с ОВЗ
- Практики образование детей с ОВЗ
- Ранняя помощь семьям детей с ОВЗ
- Расчет нормативов на детей с ОВЗ
- Реализация адаптированных образовательных программ
- Реализация ФГОС с ОВЗ
- Примерный уч.план ФГОС НОО ОВЗ
- Примерный уч.план ФГОС с умственной отсталостью
- Рекомендации по разраб.уч.планов
- Методические рекомендации
по проектированию АООП образовательной организации - Методические рекомендации по формированию заключений психолого-медикопедагогических комиссий о создании специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования
- Формирование заключений ПМПК о создании особых условий при проведении ГИА-9 и ГИА-11
- Участники ГИА с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды